среда, 6 февраля 2019 г.

Небольшой обзор SIMD в .NET

Вашему вниманию предлагается небольшой обзор возможностей векторизации алгоритмов в .NET Framework и .NETCORE. Цель статьи познакомить с этими приёмами тех, кто их вообще не знал и показать, что .NET не сильно отстаёт от “настоящих, компилируемых” языков для нативной
разработки.



Я только начинаю изучать приёмы векторизации, так что если кто из сообщества укажет мне на явные косяк, или предложит улучшенные версии описанных ниже алгоритмов, то буду дико рад.

Немного истории

В .NET SIMD впервые появился в 2015 году с выходом .NET Framework 4.6. Тогда были добавлены типы Matrix3x2, Matrix4x4, Plane, Quaternion, Vector2, Vector3 и Vector4, которые позволили прозводить векторизированные вычисления. Позже был добавлен тип Vector<T>, который предоставил больше возможностей для векторизации алгоритмов. Но многие программисты всё равно были недовольны, т.к. вышеописанные типы ограничивали поток мыслей программиста и не давали возможности использовать полную мощь SIMD-инструкций современных процессоров. Уже в наше время, в .NET Core 3.0 Preview появилось пространство имён System.Runtime.Intrinsics, которое предоставляет гораздо большую свободу в выборе инструкций. Чтобы получить наилучшие результаты в скорости надо использовать RyuJit и нужно либо собирать под x64, либо отключить Prefer 32-bit и собирать под AnyCPU. Все бенчмарки я запускал на компьютере с процессором Intel Core i7-6700 CPU 3.40GHz (Skylake).

Суммируем элементы массива

Я решил начать с классической задачи, которую часто пишут первой, когда речь заходит про векторизацию. Это задача нахождения суммы элементов массива. Напишем четыре реализации этой задачи, будем суммировать элементы массива Array:
Самая очевидная
public int Naive() {
    int result = 0;
    foreach (int i in Array) {
        result += i;
    }
    return result;
}
С использованием LINQ
public long LINQ() => Array.Aggregate<int, long>(0, (current, i) => current + i);
С использованием векторов из System.Numerics:
public int Vectors() {
    int vectorSize = Vector<int>.Count;
    var accVector = Vector<int>.Zero;
    int i;
    var array = Array;
    for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
        var v = new Vector<int>(array, i);
        accVector = Vector.Add(accVector, v);
    }
    int result = Vector.Dot(accVector, Vector<int>.One);
    for (; i < array.Length; i++) {
        result += array[i];
    }
    return result;
}
С использованием кода из пространства System.Runtime.Intrinsics:
public unsafe int Intrinsics() {
    int vectorSize = 256 / 8 / 4;
    var accVector = Vector256<int>.Zero;
    int i;
    var array = Array;
    fixed (int* ptr = array) {
        for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
            var v = Avx2.LoadVector256(ptr + i);
            accVector = Avx2.Add(accVector, v);
        }
    }
    int result = 0;
    var temp = stackalloc int[vectorSize];
    Avx2.Store(temp, accVector);
    for (int j = 0; j < vectorSize; j++) {
        result += temp[j];
    } 
    for (; i < array.Length; i++) {
        result += array[i];
    }
    return result;
}
Я запустил бенчмарк на эти 4 метода у себя на компьютере и получил такой результат:
Method ItemsCount Median
Naive 10 75.12 ns
LINQ 10 1 186.85 ns
Vectors 10 60.09 ns
Intrinsics 10 255.40 ns
Naive 100 360.56 ns
LINQ 100 2 719.24 ns
Vectors 100 60.09 ns
Intrinsics 100 345.54 ns
Naive 1000 1 847.88 ns
LINQ 1000 12 033.78 ns
Vectors 1000 240.38 ns
Intrinsics 1000 630.98 ns
Naive 10000 18 403.72 ns
LINQ 10000 102 489.96 ns
Vectors 10000 7 316.42 ns
Intrinsics 10000 3 365.25 ns
Naive 100000 176 630.67 ns
LINQ 100000 975 998.24 ns
Vectors 100000 78 828.03 ns
Intrinsics 100000 41 269.41 ns
Видно, что решения с Vectors и Intrinsics очень сильно выигрывают в скорости по сравнению с очевидным решением и с LINQ. Теперь надо разобраться что происходит в этих двух методах.
Рассмотрим подробнее метод Vectors:

public int Vectors() {
    int vectorSize = Vector<int>.Count;
    var accVector = Vector<int>.Zero;
    int i;
    var array = Array;
    for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
        var v = new Vector<int>(array, i);
        accVector = Vector.Add(accVector, v);
    }
    int result = Vector.Dot(accVector, Vector<int>.One);
    for (; i < array.Length; i++) {
        result += array[i];
    }
    return result;
}
* int vectorSize = Vector<int>.Count; - это сколько 4х байтовых чисел мы можем поместить в вектор. Если используется аппаратное ускорение, то эта величина показывает сколько 4х-байтовых чисел можно поместить в один SIMD регистр. По сути она показывает над сколькими элементами данного типа можно проводить операции параллельно; * accVector - вектор, в котором будет накапливаться результат функции; var v = new Vector<int>(array, i); - загружаются данные в новый вектор v, из array, начиная с индекса i. Загрузится ровно vectorSize данных. * accVector = Vector.Add(accVector, v); - складываются два вектора. Например в Array хранится 8 чисел: {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7} и vectorSize == 4, тогда: В первой итерации цикла accVector = {0, 0, 0, 0}, v = {0, 1, 2, 3}, после сложения в accVector будет: {0, 0, 0, 0} + {0, 1, 2, 3} = {0, 1, 2, 3}. Во второй итерации v = {4, 5, 6, 7} и после сложения accVector = {0, 1, 2, 3} + {4, 5, 6, 7} = {4, 6, 8, 10}. * Остаётся только как-то получить сумму всех элементов вектора, для этого можно применить скалярное умножение на вектор, заполненный единицами: int result = Vector.Dot(accVector, Vector<int>.One); Тогда получится: {4, 6, 8, 10} * {1, 1, 1, 1} = 4 * 1 + 6 * 1 + 8 * 1 + 10 * 1 = 28. * В конце, если требуется, то досуммируются числа, которые не помещаются в последний вектор.
Если взглянуть в код метода Intrinsics:

public unsafe int Intrinsics() {
    int vectorSize = 256 / 8 / 4;
    var accVector = Vector256<int>.Zero;
    int i;
    var array = Array;
    fixed (int* ptr = array) {
        for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
            var v = Avx2.LoadVector256(ptr + i);
            accVector = Avx2.Add(accVector, v);
        }
    }
    int result = 0;
    var temp = stackalloc int[vectorSize];
    Avx2.Store(temp, accVector);
    for (int j = 0; j < vectorSize; j++) {
        result += temp[j];
    } 
    for (; i < array.Length; i++) {
        result += array[i];
    }
    return result;
}
То можно увидеть, что он очень похож на Vectors за некоторым исключением: * vectorSize задан константой. Так происходит потому что в этом методе явно используются Avx2 инструкции, которые оперируют с 256 битными регистрами. В реальном приложении должна быть проверка на то поддерживает ли текущий процессор Avx2 инструкции и если не поддерживает, вызывать другой код. Выглядит это примерно так: ```cs if (Avx2.IsSupported) { DoThingsForAvx2(); } else if (Avx.IsSupported) { DoThingsForAvx(); } ... else if (Sse2.IsSupported) { DoThingsForSse2(); } ... ``` * var accVector = Vector256<int>.Zero; accVector объявлен как 256 битный вектор, заполненный нулями. * fixed (int* ptr = Array) - в ptr заносится указатель на array. * Дальше такие же операции как и в Vectors: загрузка данных в вектор и сложение двух векторов. * Для суммирования элементов вектора был применён такой способ: * создаётся массив на стэке: var temp = stackalloc int[vectorSize]; * загружается вектор в этот массив: Avx2.Store(temp, accVector); * в цикле суммируются элементы массива. * потом досуммируются элементы массива, которые не помещаются в последний вектор

Сравниваем два массива

Надо сравнить два массива байт. Собственно это та задача, из-за которой я начал изучать SIMD в .NET. Напишем опять несколько методов для бенчмарка, будем сравнивать два массива: ArrayA и ArrayB:
Самое очевидное решение:
public bool Naive() {
    for (int i = 0; i < ArrayA.Length; i++) {
        if (ArrayA[i] != ArrayB[i]) return false;
    }
    return true;
}
Решение через LINQ:
public bool LINQ() => ArrayA.SequenceEqual(ArrayB);
Решение через функцию MemCmp:
[DllImport("msvcrt.dll", CallingConvention = CallingConvention.Cdecl)]
static extern int memcmp(byte[] b1, byte[] b2, long count);

public bool MemCmp() => memcmp(ArrayA, ArrayB, ArrayA.Length) == 0;
С использованием векторов из System.Numerics:
public bool Vectors() {
    int vectorSize = Vector<byte>.Count;
    int i = 0;
    for (; i < ArrayA.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
        var va = new Vector<byte>(ArrayA, i);
        var vb = new Vector<byte>(ArrayB, i);
        if (!Vector.EqualsAll(va, vb)) {
            return false;
        }
    }
    for (; i < ArrayA.Length; i++) {
        if (ArrayA[i] != ArrayB[i])
            return false;
    }
    return true;
}
С использованием Intrinsics:
public unsafe bool Intrinsics() {
    int vectorSize = 256 / 8;
    int i = 0;
    const int equalsMask = unchecked((int) (0b1111_1111_1111_1111_1111_1111_1111_1111));
    fixed (byte* ptrA = ArrayA)
    fixed (byte* ptrB = ArrayB) {
        for (; i < ArrayA.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
            var va = Avx2.LoadVector256(ptrA + i);
            var vb = Avx2.LoadVector256(ptrB + i);
            var areEqual = Avx2.CompareEqual(va, vb);
            if (Avx2.MoveMask(areEqual) != equalsMask) {
                return false;
            }
        }
        for (; i < ArrayA.Length; i++) {
            if (ArrayA[i] != ArrayB[i])
                return false;
        }
        return true;
    }
}
Результат бэнчмарка на моём компьютере:
Method ItemsCount Median
Naive 10000 66 719.1 ns
LINQ 10000 71 211.1 ns
Vectors 10000 3 695.8 ns
MemCmp 10000 600.9 ns
Intrinsics 10000 1 607.5 ns
Naive 100000 588 633.7 ns
LINQ 100000 651 191.3 ns
Vectors 100000 34 659.1 ns
MemCmp 100000 5 513.6 ns
Intrinsics 100000 12 078.9 ns
Naive 1000000 5 637 293.1 ns
LINQ 1000000 6 622 666.0 ns
Vectors 1000000 777 974.2 ns
MemCmp 1000000 361 704.5 ns
Intrinsics 1000000 434 252.7 ns
Весь код этих методов, думаю, понятен, за исключением двух строк в Intrinsics:
var areEqual = Avx2.CompareEqual(va, vb);
if (Avx2.MoveMask(areEqual) != equalsMask) {
    return false;
}
В первой два вектора сравниваются на равенство и результат сохраняется в вектор areEqual, у которого в элемент на конкретной позиции все биты выставляются в 1, если соответствующие элементы в va и vb равны. Получается, что если векторы из байт va и vb полностью равны, то в areEquals все элементы должны равняться 255 (11111111b). Т.к. Avx2.CompareEqual является обёрткой над _mm256_cmpeq_epi8, то на сайте Intel можно посмотреть псевдокод этой операции:
Метод MoveMask из вектора делает 32-х битное число. Значениями битов являются старшие биты каждого из 32 однобайтовых элементов вектора. Псевдокод можно посмотреть здесь.
Таким образом, если какие-то байты в va и vb не совпадают, то в areEqual соответствующие байты будут равны 0, следовательно старшие биты этих байт тоже будут равны 0, а значит и соответствующие биты в ответе Avx2.MoveMask тоже будут равны 0 и сравнение с equalsMask не пройдёт.
Разберём небольшой пример, приняв что длина вектора 8 байт (чтобы писать было меньше):
  • Пускай va = {100, 10, 20, 30, 100, 40, 50, 100}, а vb = {100, 20, 10, 30, 100, 40, 80, 90};
  • Тогда areEqual будет равен {255, 0, 0, 255, 255, 255, 0, 0};
  • Метод MoveMask вернёт 10011100b, который нужно будет сравнивать с маской 11111111b, т.к. эти маски неравны, то выходит, что и векторы va и vb неравны.

Подсчитываем сколько раз элемент встречается в коллекции

Иногда требуется посчитать сколько раз конкретный элемент встречается в коллекции, например, интов, этот алгоритм тоже можно ускорить. Напишем несколько методов для сравнения, будем искать в массиве Array элемент Item.
Самый очевидный:
public int Naive() {
    int result = 0;
    foreach (int i in Array) {
        if (i == Item) {
            result++;
        }
    }
    return result;
}
с использованием LINQ:
public int LINQ() => Array.Count(i => i == Item);
с использованием векторов из System.Numerics.Vectors:
public int Vectors() {
    var mask = new Vector<int>(Item);
    int vectorSize = Vector<int>.Count;
    var accResult = new Vector<int>();
    int i;
    var array = Array;
    for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
        var v = new Vector<int>(array, i);
        var areEqual = Vector.Equals(v, mask);
        accResult = Vector.Subtract(accResult, areEqual);
    }
    int result = 0;
    for (; i < array.Length; i++) {
        if (array[i] == Item) {
            result++;
        }
    }
    result += Vector.Dot(accResult, Vector<int>.One);
    return result;
}
С использованием Intrinsics:
public unsafe int Intrinsics() {
    int vectorSize = 256 / 8 / 4;
    //var mask = Avx2.SetAllVector256(Item);
    //var mask = Avx2.SetVector256(Item, Item, Item, Item, Item, Item, Item, Item);
    var temp = stackalloc int[vectorSize];
    for (int j = 0; j < vectorSize; j++) {
        temp[j] = Item;
    }
    var mask = Avx2.LoadVector256(temp);
    var accVector = Vector256<int>.Zero;
    int i;
    var array = Array;
    fixed (int* ptr = array) {
        for (i = 0; i < array.Length - vectorSize; i += vectorSize) {
            var v = Avx2.LoadVector256(ptr + i);
            var areEqual = Avx2.CompareEqual(v, mask);
            accVector = Avx2.Subtract(accVector, areEqual);
        }
    }
    int result = 0;
    Avx2.Store(temp, accVector);
    for(int j = 0; j < vectorSize; j++) {
        result += temp[j];
    }
    for(; i < array.Length; i++) {
        if (array[i] == Item) {
            result++;
        }
    }
    return result;
}
Результат бенчмарка на моём компьютере:
Method ItemsCount Median
Naive 1000 2 824.41 ns
LINQ 1000 12 138.95 ns
Vectors 1000 961.50 ns
Intrinsics 1000 691.08 ns
Naive 10000 27 072.25 ns
LINQ 10000 113 967.87 ns
Vectors 10000 7 571.82 ns
Intrinsics 10000 4 296.71 ns
Naive 100000 361 028.46 ns
LINQ 100000 1 091 994.28 ns
Vectors 100000 82 839.29 ns
Intrinsics 100000 40 307.91 ns
Naive 1000000 1 634 175.46 ns
LINQ 1000000 6 194 257.38 ns
Vectors 1000000 583 901.29 ns
Intrinsics 1000000 413 520.38 ns
Методы Vectors и Intrinsics полностью совпадают в логике, отличия только в реализации конкретных операций. Идея в целом такая:
  • создаётся вектор mask, в котором в каждом элементе храниться искомое число;
  • Загружается в вектор v часть массива и сравнивается с маской, тогда в равных элементах в areEqual будут выставлены все биты, т.к. areEqual - вектор из интов, то, если выставить все биты одного элемента, получим -1 в этом элементе ((int)(1111_1111_1111_1111_1111_1111_1111_1111b) == -1);
  • вычитается из accVector вектор areEqual и тогда в accVector будет сумма того, сколько раз элемент item встретился во всех векторах v для каждой позиции (минус на минут дают плюс).
Весь код из статьи можно найти на GitHub

Заключение

Я рассмотрел лишь очень малую часть возможностей, которые предоставляет .NET для векторизации вычислений. За полным и актуальным список доступных интринсиков в .NETCORE под x86 можно обратиться к исходному коду. Удобно, что там в C# файлах в summary каждого интринсика есть его же название из мира C, что упрощает и понимание назначения этого интринсика, и перевод уже существующих С++/С алгоритмов на .NET. Документация по System.Numerics.Vector доступна на msdn.
На мой вгляд, у .NET есть большое преимущество перед C++, т.к. JIT компиляция происходит уже на клиентской машине, то компилятор может оптимизировать код под конкретный клиентский процессор, предоставляя максимальную производительность. При этом программист для написания быстрого кода может оставаться в рамках одного языка и технологий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Небольшой обзор SIMD в .NET

Вашему вниманию предлагается небольшой обзор возможностей векторизации алгоритмов в .NET Framework и .NETCORE. Цель статьи познакомить с эт...